Журнал “Алеся”

Ирина Лапанович: «Успех рождается из счастья»

Ирина Лапанович совмещает в себе, казалось бы, несовместимое: модельную внешность и серьезное техническое образование. Профессию инженера-программиста и имидж-стилиста. Преподавателя Белорусского национального технического университета и эксперта по светскому и деловому этикету. Специалиста в области эффективных коммуникаций, и создателя нового тренда в подходе к детскому образованию. Она – основатель и руководитель первой и единственной в стране школы для девочек Elit Kids School. И во всех этих ипостасях Ирина – успешный и востребованный специалист.

Ирина, почему Вы, инженер-программист, решили стать имидж-стилистом, специалистом по светскому и деловому этикету?

– Предполагаю от того, что мне этого не хватило в детстве. А чувство эстетики, по-видимому, нашептала мне в дар фея над колыбелькой) Я выросла в хорошей, сильной, но чисто «технической» семье, где во главу угла ставились фундаментальные науки, престижность, карьерный рост и приверженность ценностям семьи. Все, чем было заполнено мое детство – это учеба, спорт, дисциплина. Отличительным «пятном» в памяти осталась, пожалуй, только моя бабушка, которая показывала мир с другой его стороны – мягкой, женской. Она научила меня шить и вязать. И одно из ярких воспоминаний раннего детства – бабушка прядет шерсть, медитативно крутится колесо прялки, нить наматывается на веретено… Во всем этом было для меня какое-то волшебство. Бабушкину прялку я храню до сих пор.

Кардинальные изменения в моей жизни начались после рождения дочери. Я уверена, что с рождением ребенка мы переживаем собственное второе рождение. Во мне вскрылись именно мои личные детские желания и стремления, не нашедшие в свое время поддержки и отклика у родителей. Меня потянуло в сторону женских знаний. В итоге к своему высшему техническому и аспирантуре я приплюсовала еще два образования – по стилистике и деловым и светским коммуникациям и этикету.

И занялись таким необычным образовательным проектом – элитарной школой для девочек?

–  Три года назад я запустила проект – школа девочек Elite Kids School. Это новый тренд в подходе к детскому образованию с комплексом дисциплин, направленный на воспитание новой успешной элитарной прослойки нашего общества. Идея родилась из совершенно практического момента – не могла найти для своей дочери вне школьного образования такого уровня, которое хотелось бы ей дать. За три года школа для девочек прошла естественный процесс роста и развития – название менялось, дисциплины добавлялись и удалялись. Исходя из тех ценностей, на которые мы опираемся и которые продвигаем, сформировались принципы школы. Сейчас в программе школы дисциплины, который позволяет развить природу девочки, не дать ей потеряться в хаосе информации, мнений и суждений, видеть свои возможности, чтобы стать успешной в современном социальном мире. Миссия школы проявлялась постепенно, а не выдумывалась из головы.

-У нас уже 100 лет девочек обучают так же, как и мальчиков. Вы решили переломить традицию?

– Если говорить о традициях, то с определенного возраста девочек и мальчиков обучали по-разному. Сейчас женским образованием никто не занимается. В первую очередь потому, что социум не заинтересован в сильных и успешных женщинах, он целенаправленно воспитывает будущих женщин-работниц, которые будут создавать материальные ценности, приносить пользу.  Не только у нас – во всем мире девочек учат так же, как и мальчиков. «Затачивают» их под мужской образ жизни: ответственность, жесткость в достижении цели, целеустремленность, работоспособность, конкуренция. Эти качества хороши для мужчин. Они делают их сильнее. Женскую же энергетику они ослабляют. Женщина более эффективна, когда занимается любимым делом и работает исходя из своего удовольствия.

– Почему вам кажется важным сделать школу только для девочек?

Я убеждена, что знания и умения мальчикам в идеале должны передавать мужчины. Во-первых, девочек и мальчиков следует обучать различному набору дисциплин. Хотя есть дисциплины, которые могут пересекаться. Во-вторых, подходы в обучении мальчиков и девочек кардинально разные. Если для мальчика главное достижение цели, то для девочки важен процесс. Если процесс девочке нравится, приносит удовольствие и радость, то цели она достигнет. В-третьих, для хорошего результата мальчику необходима дисциплина, некая структура, девочке же нужен комфорт и внутренний, и внешний, то есть возможность действовать без излишнего напряжения, надрыва. И, в-четвертых, природа мальчика развивается, преодолевая трудности, борясь и конкурируя, поэтому ему нужна похвала за то, чего он достиг. Девочке же нужно понимание, что она уже совершенна сама по себе – только тогда ее внутренний потенциал начнет раскрываться. Кстати, если действовать наоборот, если мальчика хвалить за то, что он хорош сам по себе – он «ляжет на диван». Чего ему достигать, куда стремиться – ведь он уже идеален. А если девочку хвалить за результат, она все силы бросит на то, чтобы соответствовать ожиданиям других и быть «хорошей девочкой». Упустив из вида самое главное – себя и свои внутренние опции, которые нужно просто раскрыть, просто зажечь как огоньки на елке. В природе мальчика наработка новых качеств для будущих поколений, в природе девочки – сохранение, развитие и усиление уже имеющихся качеств для передачи потомкам.

– Вы поставили перед собой амбициозную задачу – помочь девочкам «реализовать свое жизненное предназначение максимально эффективно, красиво и с удовольствием»? Получается?

-Когда я думала, как решить эту задачу, я представила, а что же такого я хочу дать своей дочери, чему научить, чтобы у нее в жизни была возможность реализоваться по максимуму. И я сделала подборку дисциплин, которые помогут проложить путь к успеху.

Во-первых, это – «Стилистика». Важная дисциплина. Сколько женщин сейчас нуждаются в услугах стилиста, а ведь это показатель того, что в детстве этому уделялось недостаточно внимания или вовсе игнорировалось. Вкус и умение работать со своей «обложкой» можно и нужно развивать с детства. Мы даем знание стилевых направлений, индивидуальной цветовой палитры и удачных цветовых сочетаний, умение выбрать одежду, уместную ситуации, составлять гардеробные капсулы, грамотно миксовать элементы одежды в образе. Обучение построено на визуальном восприятии информации и практической работе.

Еще одна дисциплина – «Этикет». Если человек владеет этикетом, знает, как себя подать и как себя вести, он впишется в любое общество. Девочкам мы преподаем столовый и светский этикет. Плюс элементы делового. Такие знания девочке жизненно необходимы.

Следующая дисциплина – «Дефиле». Походка, осанка, улыбка – главные козыри женщины в любой сфере жизни. Однако у нас отсутствует шоу-направленность. Дефиле мы занимаемся исключительно для выстраивания своего тела. Занимаемся без зеркал, потому, что зачастую, как только девочки теряют своего зеркального двойника, например, на улице, они перестают чувствовать свое тело, свои движения в пространстве.

– Вы взяли курс на элитарное образование. Что значит сегодня элитарность и зачем она нужна?

– Новая элита нашего общества – это люди, с хорошо простроенной системой внутренних ценностей, они принимают свои личные уникальные качества и таланты, осознают направление, в котором бы хотели двигаться и максимально эффективно в нем продвигаются. Это не просто успешные люди, а люди способные своим успехом зарядить и пространство, и других вокруг себя. Реализуя свое предназначение, они преобразуют мир, вносят в него новые пазлы, добавляют новые возможности. Именно поэтому мы уделяем особое внимание компании и атмосфере в которой обучаются девочки, их общению с интересными и значимыми людьми.

– Вы как-то сказали парадоксальную фразу, что воспитывать королеву нужно сразу! И не ждать, что служанка, надев роскошное платье, станет госпожой своей жизни. Ваши дисциплины помогают воспитывать королев?

– Женщину, которая осознанно создает свою жизнь, госпожу своей жизни – да! На самом деле, мы сами моделируем свои жизни, ситуации, события. Просто, когда это делается не осознанно, без знания и понимания – все идет вкривь да вкось…

Еще одна важная дисциплина – «Коммуникации». Все что мы получаем в жизни – образование, финансы, отношения, развитие, информацию – мы получаем через людей. И наше умение выстраивать отношения с другими людьми во многом определяет, насколько мы успешны. IQ ребенка может быть преимуществом, но этого недостаточно, чтобы стать по настоящему успешным. В 85% случаев успех человека основан на его коммуникабельности. Поэтому социальный интеллект PQ более важен, чем IQ.

С этого года у нас введена дисциплина «Финансовая грамотность и тайменеджмент». Просто представьте: никогда за всю историю существования человечества у детей не было столько личных денег, как сейчас. Однако реклама, мода, социальные сети требуют, культивируют желание тратить деньги. В такой ситуации есть только два пути для наших детей – можно позволить им быть жертвами обстоятельств, исполнять навязанные им желания и бесконечно финансировать производителей, либо учить их финансовой грамотности. Это в современном мире имеет огромное значение. Уже в младшем возрасте детям следует прививать мысль, что сами по себе деньги – не цель, а инструмент для достижения цели и обращаться с ним надо умело. Финансовая грамотность – это программа пошагового обучения разумному финансовому поведению, основам экономики и бизнеса, развитию предпринимательских навыков. Главное базовое понятие: богатыми нас делают не деньги, а умение ими управлять. Причем это умение не является врожденным, его нужно осваивать, а затем развивать.

Еще мы с девочками учимся ставить цели и разрабатывать стратегии для их реализации.  Это также подразумевает обязательное умение владеть своим временем. Время – очень важный ресурс в жизни любого человека, и единственный который невозможно восполнить. Наши дети привыкли, что, распределением их времени и занятий в основном занимаются родители, учителя, тренера. Я тоже была к этому приучена. Дисциплину лично для меня создавал всегда кто-то: родители, школа, университет, спорт. А когда кто-то создает распорядок твоего дня, а потом ты вдруг оказываешься один на один с собой, ты реально теряешься: cтолько соблазнов!

– Ирина, а что сегодня значит сегодня быть успешной? Какую женщину лично вы  можете назвать успешной?

– Некоторые говорят, что человек успешный – он же и счастливый. Счастливый – он же успешный. Эти понятия взаимосвязаны, но не тождественны. Счастьем мы наполняемся, скорее, в процессе общения с близкими людьми. Счастье – наше внутреннее состояние. А успешность – внешнее состояние, то есть наш социальный статус. Как ты ощущаешь себя в социуме, как себя позиционируешь. Но, я убеждена, что успех рождается из счастья. Первично внутреннее состояние, которое привлекает, притягивает соответствующую внешнюю реальность.

Журнал “Алеся”

август 2018 год

стр. 12-15.